Италия: Символы и знаки

Читаем послания из глубины веков зашифрованные в камне.
Отправляясь в путешествие, все мы составляем списки «must see», желаем увидеть памятники архитектуры и всевозможные достопримечательности. Мы готовы часами рассматривать собор Святого Петра в Риме и, разинув рот пялиться, на базилику Санта Кроче в Лечче. Мы проезжаем тысячи километров ради чекина в знаменитом дворце или «секретной» хижине коронованной особы, делаем сотни фотографий, которые для многих из нас не значат ничего кроме «галочки» в foursquare. Да, да, и я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.
Но у читателей SmartTrip есть шанс научиться: не просто смотреть, но и видеть. Специально для вас, автор книг о регионе Апулия и его столице городе Бари Евгения Селищева рассказывает о наиболее популярных символах и знаках в романской архитектуре и барокко, которые встречаются в убранстве церквей и дворцов не только Италии, но даже Франции и Германии.

Лев

Лев_Cathedrale_de_Modene1Один из древнейших, а потому – наиболее противоречивых символов, который может толковаться в положительном и отрицательном смыслах.
Львы по бокам портала романского храма (особенно – в Италии и Провансе в XII веке) традиционно интерпретируются как стражи святого места. Возможно, это использование было навеяно еще древнеримским обычаем размещать пару каменных львов у входа в гробницы.
Лев – символ царского достоинства и справедливости, в Средние века становится аллегорией Христа как праведного судии: милостивого к праведникам, неумолимого с грешниками. Поэтому в когтях или пасти львов у порталов церквей или в украшениях епископских кафедр появляются фигуры людей и животных: лев может держать агнца, оленя или человека в знак верховной над ним защиты, а может пожирать змия или грешника в знак наказания.

Павлин с виноградом

Павлины_Bode_Museum_Berlin1В христианской традиции павлин – символ бессмертия. В основе этой интерпретации, возможно, лежит легенда о том, что эта птица каждую осень теряет оперение, а каждую весну ее красивые перья вырастают вновь — очевидная аллегория духовного обновления и воскресения. «Тысяча глаз» на павлиньем хвосте также воспринимается как знак божественного всеведения.
Павлин, клюющий виноградную гроздь, становится символом бессмертия души в христианстве, отсылая к теме евхаристического вина, то есть крови Христовой, искупающей грех.

Сражающиеся воины

Воины_Cathedrale_de_Modene1В романской архитектуре сцены поединков и целых сражений, украшающие резьбу порталов, часто имеют метафорический смысл борьбы добра и зла, порока и добродетели, но вполне могут служить более конкретными аллюзиями на Крестовые походы (часто один или несколько воинов имеют круглый щит и облачение восточного стиля) и даже на особенно важные битвы (например, взятие Антиохии в 1098 году).

Слон

Слон_StNicolas_Trani1Известное европейцам по сборнику «Физиолог», это животное становится в христианском искусстве символом целомудрия. Делая акцент именно на непорочности слона (подчеркнутой его белым цветом и фактом его враждебного отношения к змеям – символу дьявола), а также на его мудрости и спокойной мощи, средневековые мастера подчас воплощают в этой фигуре добродетели Девы Марии. Иногда интерпретируют слона как символ христианской церкви вообще: неслучайно он часто служит опорой для других архитектурных элементов (например, колонн), как бы держа на себе мироздание.

Сирена

Сирена_в_розе_Tomba_di_Rotari1Отсылающая к мифу об Одиссее, сирена в романском искусстве считается символом сладострастия. В древнегреческих мифах сирены упоминаются как птицы с женскими головами, но в средневековых бестиариях (из них наиболее известен сборник Liber Monstrorum VIII века) ее начинают описывать как девственницу с рыбьим хвостом. На изображениях хвост сирены чаще всего раздвоен: это – аллегория двуличности и лживости, предупреждающая верующих (а вместе с ними – и служителей церкви) об искушениях плоти и разума, в том числе – о греховном стремлении к всезнанию, выражением которого в Средние века становятся многочисленные ереси.

Грифон

Грифон_cattedrale_di_Ruvo1Одно из наиболее загадочных и сложных для интерпретации существ, в разные времена становившееся то символом добра, то воплощением зла. В теле грифона сочетаются лев и орел, символы высшего превосходства на земле и в небе. Эту фигуру, имеющую глубокие корни в языческой культуре, христианство делает аллегорией двойственной природы Иисуса Христа, поэтому в украшениях романских церквей грифон чаще всего предстает в сценах сражения со змием или драконом. Грифон также может быть поставлен на стражу евхаристической чаши – особенно распространяется это изображение в период Крестовых походов с явной аллюзией на Святой Грааль.

Роза

Роза_La_Cattedrale_di_Ostuni1Роза, круглое окно с фигурным переплетом, часто украшающее романские и готические церкви, имеет крайне богатую смысловую нагрузку. Это – и колесо, древнейший эзотерический символ космической движущей силы и солнца; и собственно роза, цветок, символизирующий Богородицу, называемую часто Розой Небес или Розой без шипов; и круг как символ идеальной завершенности, заключенности в себе и одновременно – бесконечности. Роза является также символом Бога как источника света: в центре окна нередко можно увидеть фигуру Христа, от которого расходятся лучи-колонны. Количество лучей и лепестков в розе может меняться: в зависимости от их числа меняются и дополнительные смысловые оттенки.

Воинские доспехи

Доспехи__Palazzo_del_seggio_Lecce1На фронтонах барочных особняков и арок и на фасадах барочных церквей в Лечче и по всему Саленто нередко можно встретить разбросанные по полю воинские доспехи и оружие. В общем контексте обновления католицизма после кризиса XVI века эти украшения напоминают о битве при Лепанто между Священной лигой и Османской империей (1571 год), победа в которой стала и символической победой христианства над мусульманством.

Рог изобилия

Рог_изобилия_Duomo_Lecce1Рог изобилия, а также гирлянды из цветов и созревших фруктов, — непременный декоративный атрибут барочных церквей, особенно если речь идет о барокко Лечче и Саленто. Рог изобилия, древнейший символ плодородия, в салентийском барокко тоже является восхвалением священного дыхания Бога, несущего жизнь на землю. Свидетельствующие фактически о культуре праздников и представлений, характерной для барочной эпохи, с точки зрения эстетической программы рога изобилия призваны были напоминать о нескончаемости райских блаженств, ожидающих верующих в Царстве Небесном.

foto libro 2-001Если вы отправились в самостоятельное путешествие по Апулии, SmartTrip настоятельно рекомендует привезти из региона один из лучших сувениров на память – книгу «Бари: символы, образы, лики».
Книга была выпущена в 2011 году в итальянском издательстве «Адда». Это первое и единственное издание на русском языке, посвященное столице Апулии.
Книга поможет вам понять особенности региона, познакомиться с легендами и обычаями народных праздников, узнать малоизвестные факты из жизни города и местных жителей. Каждая глава это интригующий рассказ о памятнике или образе Бари, в котором тесно переплетаются рассказы о ритуалах, событиях и забавных историях о «левантийском духе» барийцев. Издание будет интересно, как для поклонников архитектуры и коллекционеров городских легенд, так и для домохозяек – нигде больше вы не найдете столь красочных и «вкусных» описаний блюд настоящей апулийской кухни.

Книгу можно приобрести:

  • Церковная лавка при Базилике Святителя Николая
  • Книжные магазины Laterza (via Sparano, 136) и Feltrinelli (via Melo, 119)
  • Книжный магазин Giunti al Punto в аэропорту Бари
  • Либо напрямую связавшись с ее автором: ЗАКАЗАТЬ >>>