6 всемирно известных женщин пионеров-авиации

женщины авиаторы1Слабый пол покоривший небо.
В наши дни женщина за штурвалом самолета, а тем более на его борту никого не удивляет. Ну, в самом деле, что тут удивительного? Взлетела – приземлилась. А во время полета, благодаря автопилоту можно и макияж поправить и даже проверить, как там дети на земле, выучили ли уроки, поужинали, собрали ли ранец в школу, благо и это современные технологии позволяют в полной мере. Но еще 100 – 150 лет назад сообщения о том, что кто-то в юбке совершил перелет (и не верхом на метле, а что ни на есть на самом настоящем воздухоплавательном средстве), вызывали бурю эмоций. Мы решили рассказать вам о прекрасной половине пионеров-авиации, променявших уют кухни на бескрайние просторы небес.

Раймонда де Ларош

Baronessa_De-la-RoshВсе, кому довелось побывать в аэропорту Ле Бурже, могли видеть памятник знаменитой парижанке — Элизе Дерош - первой женщине покорившей небо. Знаменательное событие произошло 22 октября 1909 года, когда бесстрашная француженка поднялась в небо на аэроплане своего друга Шарля Вуазена. Полет был незапланированным, Вуазен дал «погонять» своей очаровательной подруге на аэроплане по полю, но та не удержалась и набрав нужную скорость поднялась в воздух на высоту около 6 метров, пролетев таким образом более 300 метров. Надо ли объяснять, что случайный полет прибавил опытному авиатору и новоявленной авиатриссе седых волос. Этот случай подвигнул мадмуазель Дерош на серьезное покорение небес.
Меньше чем через год, с 6 по 13 февраля 1910 года, она примет участие в соревнованиях авиаторов в Гелиополисе. 8 марта 1910 года, когда были подведены итоги соревнований, Элиза, по результатам полета, получила удостоверение пилота под номером 36, став первой летчицей Франции, до нее подобные удостоверения выдавались только мужчинам.
[box color="white" icon="information"]
  • Элиза Дерош родилась 22 августа 1886 года в семье слесаря-водопроводчика
  • До того своего увлечения воздухоплаванием Дерош была актрисой
  • Раймонда де Ларош – ее сценический псевдоним, под которым она стала известна всему миру
  • В июне 1919 года ею были установлены два мировых рекорда среди женщин – на дальность и высоту полета
  • Раймонда де Ларош погибла 18 июля 1919 года в авиакатастрофе на аэродроме в Кортуа. Пилотировал самолет мужчина, она была всего лишь пассажиркой.

[/box]

Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник

Kuznecova_DI5 июня 1911 года «Петербургская газета» вышла с сенсационным материалом о первой русской женщине-авиаторе. Знаменательное событие произошло в мае 1911 года в Санкт-Петербурге во время II Международной недели воздухоплавания. Домникия, обладая лишь теоретическими знаниями о воздухоплавании и управлении самолетом, поднялась в воздух на самолете своего супруга «Блерио-ХI», но не смогла удержать его в воздухе и рухнула на землю. После неудачного эксперимента продолжать полеты на самолете авитрисса не решилась, оставшись в истории авиации с пометкой «недипломированная».
[box color="white" icon="information"]
  • Домникия Иларионовна родилась в 1886 году.
  • Была женой инженера, пилота-авиатора Павла Андриановича Кузнецова, ставшего впоследствии лётным инструктором.
  • После неудачи в воздухоплавании посвятила себя театральному искусству, ее карьера актрисы и режиссера была весьма успешна.
  • Кузнецова-Новолейник скончалась в 1962 году в Кисловодске

[/box]

Лидия Виссарионовна Зверева

ЗвереваПервая официально признанная русская женщина-авиатор, дочь героя войны на Балканах Виссариона Ивановича Лебедева, Лидия, мечтала подняться в воздух с юных лет. Еще обучаясь в Белостокском институте благородных девиц, после уроков она могла часами наблюдать за полетами аэростатов. После окончания института, 5 июня 1911 году Лидия поступает в Гатчинскую авиационную школу «Гамаюн». 10 августа 1911 года Зверева успешно сдает выпускные экзамены и получает диплом пилота-авиатора. В школе воздухоплавания пионерка авиации не только нашла свой жизненный путь, но встретила своего верного спутника жизни, будущего супруга — пилота-инструктора Владимира Слюсаренко.
Вместе с мужем Лидия участвует в демонстрационных полетах на «фарманах». Авиационные машины тех лет не отличались особой надежностью: кабины не закрывались и часто переворачивались от сильного порыва ветра. Только за 1912 год в мире погибло 112 авиаторов, пилотирующих на «Фарманах».
В конце 1912 года супруги переезжают в Ригу. В то время город являлся центром российской авиации, чтобы принять участие в испытании продукции Русско-Балтийский вагоностроительный завод, в дальнейшем известный как завод «Мотор». Слюсаренко и Зверева получают разрешение не только на испытание самолетов, но и на их строительство. В октябре 1913 года с конвейера их предприятия сходят первые два самолета-разведчика «Фарман XVI».
[box color="white" icon="information"]
  • Родилась в Петербурге в 1890 году.
  • Фамилия Зверева досталась ей от первого мужа, инженера И.С.Зверева, за которого вышла замуж в 17 лет.
  • В Риге Лидия Зверева открывает собственную школу пилотов.
  • В 1913 году на территории завода «Мотор» Зверева совершила воздушную фигуру, которая навсегда вошла в историю авиации — мертвую петлю.
  • Лидия Зверева скончалась в возрасте 25 лет, 15 мая 1916 года, от тифа в Петербурге, куда переехала вместе с мужем после начала Первой мировой войны.

[/box]

Берилл Маркхэм

БериллПервая женщина-пилот Африки, получившая свидетельство пилота в 1933 году. На протяжении многих лет Берил совершала полеты по африканскому континенту со спасательными миссиями, самостоятельно покоряя неизведанные территории. 9 сентября 1936 года Маркхэм стала первой женщиной-пилотом, решившей отправиться в одиночный трансатлантический полет с востока на запад, из Англии.
[box color="white" icon="information"]
  • Берилл Маркхэм родилась в 1902 году в Ашвеле, Великобритания.
  • В 1904 году семья Берил переехала из Англии в Кению, на ферму в округе Нджоро.
  • Была первой женщиной в Кении, получившей лицензию на обучение верховой езде.
  • В 1942 году она опубликовала свои мемуары в книге «На запад, вслед за ночью», они легли в основу сценария фильма, «Тень на солнце».
  • Берилл Маркхэм скончалась в возрасте 83 лет, 3 сентября 1986 года, в Найроби.

[/box]

Амелия Эрхарт

ЭрхартПервая женщина-авиатор Соединенных штатов Америки с детских лет предпочитала игре в куклы аэрошоу. В 1920 года Амелия попала на выставку летательных аппаратов в Лонг-Бич, штат Калифорния, и там же провела первые 10 минут в воздухе, правда, в качестве пассажира. Очарованная ощущением полета, Амелия решила научиться летать сама, и в январе 1921 года начала брать уроки летного мастерства. Через полгода Эрхарт приобрела свой первый собственный самолёт – небольшой ярко-желтый биплан «Киннер Эйрстер». В те годы в США для пилотирования личного самолета еще не требовалось обязательного наличия формальной лицензии. Лицензию Национальной Ассоциации Аэронавтики США Амелия Эрхарт получила лишь в 1923 году. 22 октября 1922 года Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 4300 метров.
[box color="white" icon="information"]
  • Амелия Эрхарт родилась в 1897 году.
  • 17 июня 1928 Амелия Эрхарт пересекла океан за 20 часов 40 минут и приводнилась у побережья Англии в Бэрри-Порте (Уэльс) после полета она написала книгу «Двадцать часов сорок минут».
  • В августе 1929 года Эрхарт приняла участие в первой воздушной гонке среди женщин Калифорния — Огайо.
  • В 1930 году Эрхарт была избрана первым президентом международной организации пилотов-женщин «Девяносто девять» — по числу первых ее членов (сегодня в нее входят тысячи женщин-пилотов из многих стран мира).
  • В ноябре 1929 году в Калифорнии она установила мировой рекорд скорости. Амелии удалось разогнать машину до 197 миль в час (предыдущий рекорд составлял 156 миль в час).
  • Амелия Эрхарт была замужем за своим «пресс-агентом» Джорджем Путнамом.
  • На родине Эрхарт, в Атчисоне (штат Канзас), ежегодно проводится Фестиваль Амелии Эрхарт.
  • Амелия Эрхарт явилась одним из главных персонажей фантастического фильма «Ночь в музее — 2», где её роль исполнила актриса Эми Адамс.
  • Пропала без вести 2 июля 1937 года.

[/box]

Лейла Алескеровна Мамедбекова

мамдбековаКарьера первой женщины-летчицы на Кавказе Лейлы Мамедбековой началась после окончания ею Бакинскоого аэроклуба. Свой первый полет она совершила в 1931 году. Затем она переехала в Москву и продолжила обучение в Тушинском лётном училище. Во время Великой Отечественной войны Мамедбекова хотела пойти на фронт, но ей, как матери четырёх несовершеннолетних детей (всего их у неё было шестеро), было отказано. Однако майор авиации Мамедбекова не могла сидеть, сложа руки: она решила заняться подготовкой парашютистов.
[box color="white" icon="information"]
  • Родилась в 1909 году в Баку.
  • Свой последний полет Лейла Мамедбекова совершила в 1949 году, по состоянию здоровья врачи запретили ей в дальнейшем подниматься в воздух.
  • С 1950 года и до выхода на пенсию в 1961 году работала инструктором в Бакинском филиале ДОСААФ.
  • В 2009 году была выпущена почтовая марка Азербайджана, посвященная Мамедбековой.
  • Скончалась в Баку в 1989 году.

[/box]